Поскольку массового выпуска доступных по цене аппаратов для народа явно не было, а большая часть фотокамер импортировалась из-за рубежа (среднегодовой ввоз фотокамер на рубеже веков составлял около 25 тыс. штук), занятие фотографией стоило достаточно дорого и было недоступно широким массам. Кроме того, нельзя забывать, что для овладения техникой фотографии необходимо было иметь хотя бы минимальный уровень образования.
Тем не менее к началу XX века фотографы были неплохо вооружены технически: уже имелись объективы, способные рисовать изображения с большой резкостью во всех планах; фотометры позволяли выбрать правильную экспозицию; пластинки и пленки выпускались с фотослоем, очувствленным к различным световым лучам, что давало улучшенную цветопередачу; в практику мгновенной фотографии вошел магний - в сочетании с дневным светом он давал возможность достигать различных эффектов освещения при съемке в помещении; появились электролампы "Юпитер"; разнообразнее стали сорта фотобумаги; в позитивный процесс вносилось все больше творческих элементов; появилась цианотипия, платинотипия, аргенотипия; пигментный, гуммиарабиковый, масляный и бромомасляный (бромойль) способы печати.
Вот любопытная цитата из статьи "Задачи современной русской фото-промышленности" (журнал "Фотографические новости", №2, 1915): "...Производство фотографических камер для копирования и павильонных, было в старину прекрасно поставленно в России в мастерских Марница в Петрограде в конце шестидесятых годов, впоследствии в 80 годах у Якобсона (преимуществнно дорожные и любительские аппараты); в Москве в 90 годах в мастерской Клячко под руководством известного Д.П. Езучевского, а в Петрограде впоследствии у Шульца и в других менее значительных мастерских..."
В 1883 году А. А. Белопольский впервые в России получил фотографии звезд, положив тем тем самым начало астрономической фотографии в России. Ему принадлежит первенство в применении фотографии в систематических измерениях лучевых скоростей звезд, при этом он добился высокой точности измерений.
Размах развития фотографии в России конца XIX века показывает Всероссийская фотографическая выставка, проходившая в Москве в 1889 году, которая была посвящена пятидесятилетнему юбилею светописи. На выставке были представлены работы многих видных российских фотографов. В 1896 в Москве году состоялся Первый съезд русских деятелей по фотографическому делу, в 1908 году в Киеве - второй. С 1906 года в Киевском политехническом институте известный русский фотограф-художник Н. А. Петров начал читать курс фотографии.
Любопытным фактом является также и то, что до революции часть оптики изготовливалась по специальному, индивидуальному заказу, о чем говорят камеры и объективы с именами дореволюционных владельцев. Один из них – объектив Стефана Дубинского из Киева на фото.
Примерно с середины 90-х годов XIX века в России стали чаще производить репортажную (документальную) фотосъемку, которая была сопряжена с трудностями, главная из которых - необходимость быстрого визирования и быстрой съемки. Начинающий фотолюбитель при съемке простой камерой испытывал затруднения в выборе сюжета, точки расположения аппарата или упускал нужный момент фотографирования. Происходило это потому, что съемка простой камерой требовала многочисленных обязательных операций: установки аппарата на штатив, наводки на резкость по матовому стеклу, замены матового стекла кассетой с пластинкой, съемки, замены кассеты матовым стеклом, складывания треноги и аппарата. Более быстрая подготовка к съемке и более быстрое ее осуществление стали возможны с появлением двойных (двухобъективных) фотоаппаратов. Преимущества таких камер в смысле удобства и быстроты съемки перед обычными камерами очевидны. Двойные камеры в конце XIX века в России производили Н.Н.Апостоли (в том числе камеру для подводных съемок), В.С.Васильев, И.И.Карпов, А.Ивашенцев.
Хорошая оснащенность фотографов, а также накопившийся к этому времени немалый опыт в фотографии, позволили, например, такому маститому фотографу, как Карл Булла на рубеже веков дать следующее рекламное объявление: "Старейший фотограф-иллюстратор Карл Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением - как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном освещении".
А вот как развивалось оптическое производство в России в начале XX века: [11]
"В 1905 году при Обуховском сталелитейном заводе открылась первая в России государственная оптическая мастерская. Создал ее инженер Я.П.Перепелкин, которому поручили наладить производство прицелов для морской артиллерии...
Почти одновременно с основанием оптического производства при Обуховском заводе правительство заключило договоры с немецкими оптическими фирмами Цейса и Герца на организацию в пределах России двух оптико-механических заводов.
В 1905 году в Риге открылся филиал завода Цейса, а позднее и Герца. На этих двух предприятиях проходили первую школу будущие зачинатели оптического производства в Красногорске... В.М.Базилевич, Д.А.Пышный, А.Д.Смирнов, В.Ф.Юрге и другие.
Валентин Фрицевич Юрге рассказывал: "Я поступил к Цейсу учеником в оптический цех 10 января 1911 года. Завод занимал в то время два этажа частного дома в Риге. Уже перед самой войной Цейс построил специальное четырехэтажное здание с огромными окнами. По тем временам завод имел первоклассное оборудование. Мне пришлось работать алмазными фрезами, которые являлись секретом фирмы. Во время официальных приемов, когда показывали завод, комнату, где мы работали, запирали. В оптическом цехе было 15-20 рабочих. Все чертежи присылали нам из Йены, а технологию знал только немец-мастер. Стекло, детали, наждаки, окись железа в порошке (крокус), который употребляют для полировки стекла, - все получали из-за границы. Рабочий день у Цейса, по примеру Германии, был короче, чем на русских, особенно частных, заводах, - 9 с четвертью часов".
Об условиях работы на другом оптическом предприятии Риги вспоминает другой старейший рабочий Дорофей Антонович Пышный:
"У Герца оборудование было похуже. В 1912 году, когда я пришел на завод, там были небольшие станки, которые мы крутили ногами. Работали они по принципу ножной швейной машины".
Начало первой мировой войны резко отразилось на деятельности русских оптических фабрик и мастерских, лишившихся основы производства - оптического стекла, которое поставлялось из Германии. Царское правительство предпринимало лихорадочные поиски новых источников снабжения и стало покупать оптическое стекло в Англии и Франции. Были сделаны первые шаги по организации заводов оптического стекла в Петрограде и Изюме близ Харькова.
...Весной 1915 года началось большое немецкое наступление в Галиции, Польше, а позже в Прибалтике. Заводы Цейса и Герца перешли в собственность государства, и их срочно эвакуировали из Риги в Петроград. Здесь оба предприятия объединили. Так вслед за крупным оптическим отделением при Обуховском заводе родилось второе по величине оптическое производство в России....
"Работать стало трудно, - рассказывал В.Ф.Юрге - давно перестали поступать из Германии стекло, детали и все остальное, что шло в производство. Запас стекла у нас был, плохо обстояло с крокусом, не знали мы технологии отливки корпусов для биноклей - резьба на отливках крошилась. Немецкие мастера (они еще работали в первый период войны на предприятии) не хотели открывать способ изготовления крокуса. Это знал только мастер. В конце концов секрет был открыт... с помощью ключа, подобранного к столу, в котором хранилась его записная книжка". (В.Л.Рапопорт, "Мастера оптики").
Действительно серьезным начинанием стало устройство в 1905 году оптической мастерской на Обуховском заводе. Инициатором ее создания стал выдающийся русский ученый, кораблестроитель, академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945). А в 1909 году заведующим оптическим отделом Обуховского завода стал Александр Львович Гершун (1868-1915) - "единственный человек в России, который в то время мог помочь оптическому делу встать на ноги", как характеризовал его впоследствии Крылов. Мастерская выполняла в основном заказы военно-морского флота. Выпускались прицелы, призматические бинокли, дальномеры.
27 октября 1916 года российский изобретатель Е. Е. Горин (1881-1951) подал заявку на изобретение под наименованием "Электрофотографический аппарат". Именно в этой заявке, по-видимому, и был впервые применен термин "электрофотография". В этом аппарате в качестве промежуточного элемента использовался полупроводниковый слой, изменящий своё сопротивление под действием света. Полученные, в результате этого, импульсы воздействовали на бумагу, пропитанную составом, обладающим свойством изменять свою окраску пропорционально силе проходящего через него электрического тока. Дальнейшие усовершенствования (сделанные в разных странах) в области электрофотографии привели к появлению ксерокса. Талантливому фотографу Е. Е. Горину принадлежит также ряд других изобретений, например в области радиотехники, фототелеграфии, телевидения, магнитографии