К 1933 году Всесоюзное объединение оптико-механической промышленности ("ВООМП") на всех своих заводах насчитывало 11000 рабочих, а два его завода стекловарения выпускали 200 тонн оптического стекла в год.
В том же, 1933 году, под руководством М. М. Русинова для нужд аэрофотосъемки был разработан первый широкоугольный аэросъемочный объектив "Лиар-6" с фокусом в 100 мм и относительным отверстием 1:5,4. Он был рассчитан Ленинградским научно-исследовательским институтом аэросъемки. Объектив покрывал поле размером 18х18 см, что соответствовало углу поля зрения в 104°, при этом удовлетворительное качество снимка в отношении освещенности получалось по полю в 90°. Вслед за ним был рассчитан новый объектив 5,7/100, значительно исправленный в отношении дисторсии и освещенности по полю, благодаря чему он с успехом применялся для создания планов и карт в масштабах 1 : 50000 и 1 : 100000.
Тем временем наступает 1934 год, когда в январе увидели свет первые 10 фотоаппаратов "ФЭД" (Феликс Эдмундович Дзержинский), выпущенные детской трудовой коммуной им Дзержинского в Харькове. Эти "ФЭД"ы являлись копией Leica II. В "Педагогической поэме" А. С. Макаренко есть страницы, рассказывающие о том, как выпускались первые фотокамеры "ФЭД". "В 1932 году было сказано в коммуне:
- Будем делать "Лейки"!
...И началась новая борьба, сложнейшая советская операция, каких много прошло в эти годы в нашем отечестве... Пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых..."
"Закипела работа и уже в октябре были были сделаны первые опытные образцы фотоаппарата и доставлены в редакцию газеты "Известия".
"Советские "лейки", - писала газета, - изготовлены экспериментальной лабораторией украинской деткоммуны, которая имеет ряд интереснейших достижений, - она овладела техникой производства первых советских "леек".
Качество изготовленных коммуной "леек" блестящее. Последняя экспертиза, произведенная группой участников менделеевского съезда - профессорами Обросимовым, Ляликовым, Барабашевым и др., признала, что пленочные фотоаппараты со шторными затворами и объективами светосилой 1:3,5 изготовлены целиком из отечественных материалов, что задача конструирования и изготовления их в серийном масштабе разрешена вполне хорошо и что объектив, впервые изготовленный в СССР (в Ленинграде), рассчитан советскими специалистами." В декабре 1934 года было выпущено 1800 аппаратов "ФЭД", а в 1935 г. - уже 15000" [20]. В 1938 - 1940 гг. ежегодный выпуск составлял 30000 - 33000 штук, а всего до начала войны было выпущено около 160650 аппаратов.
Справедливости ради надо сказать, что копирование ранних моделей Leica приобрело почти всемирный масштаб (здесь можно посмотреть большую интернациональную коллекцию лейковских копий), причем разные варианты копий выпускались как до, так и после II Мировой войны. Например, первая модель Canon (тогда еще Kwanon), а также ее варианты и более поздние модификации, американская модель Kardon фирмы Premeire Instruments (военный и гражданский варианты), а также многие другие, не говоря уже о китайских (см. фото). На фоне начавшегося в наши дни ренессанса дальномерной техники, появились модели с резьбовым (М39) креплением оптики Leica. Примером тому может служить японские модели "Bessa R" (Voigtlander, Cosina) и модель "Yasuhara T981" от фирмы Yasuhara. Эта камера имеет курковый взвод, TTL замер, синхронизацию на 1/125 и выдержки вплоть до 1/2000. Таким образом, необходимо признать, что история как советского, так и мирового фотоаппаратостроения развивалась, в немалой степени, и на базе этих камер. В СССР одних только ФЭД'ов с1937 по 1977 год было выпущено 18 моделей.
Тогда же, в 30-е годы в незначительных объёмах выпускались аналоги стандартной модели "ФЭД": "Пионер" (1934) - на опытном заводе ВООМП (около 500 штук), и "ФАГ" - на московском заводе "Геодезия" (около 100 штук).
В 1934 году ученые И. Гребенщиков и А. Лебедев разработали методику нанесения на поверхность линз пленки для просветления оптики.
В 1935 году появился, как уже говорилось выше, фотоаппарат "Спорт" конструкции А.О.Гельгара (первоначальное название "Гельветта"; название "Спорт" аппарат получил после нескольких усовершенствований завода "ГОМЗ"), ставший первой в мире однообъективной зеркалкой для съёмки на 35мм плёнку. Камера имела металлический корпус, затвор с цельнометаллическими шторками (1/25 - 1/500 и "В") и заряжалась нестандартными кассетами по 50 кадров. Всего было выпущено около 20 тыс. штук.
Поскольку вышеупомянутые камеры "ФЭД" и "Спорт" были достаточно дороги и недоступны массовому потребителю, был налажен выпуск более простых и дешёвых моделей. Из выпускавшихся в 30-е годы необходимо упомянуть такие камеры, как: "Лилипут", "Малютка", "Циклокамера", "Юра", "ФЭДетта", "Смена".
В целом можно считать, что "первый" (или "подготовительный") этап развития советского фотоаппаратостроения закончился к началу 30-х годов, вслед за которым начался следующий - этап создания массовых и сравнительно недорогих камер, выпускавшихся сотнями тысяч штук. Тем не менее, несмотря на явную ориентированность фотопромышленности на выпуск массовой продукции, продолжались попытки выпуска высококлассных профессиональных камер.
Так в сентябре 1937 года завод ГОМЗ в Ленинграде выпустил первые образцы профессиональной камеры "Репортёр" - аппарата высокого класса для работы на пластинах 6,5х9, форматной и роликовой плёнке (выпускался по 1939 год). Конструкцию, по-видимому, можно признать удачной, особенно учитывая, что выпускавшаяся впоследствии японская камера Mamiya Press (1962) конструктивно была построена по принципу "Репортера". А годом раньше, в 1936 году, в Ленинграде же начал выпускаться складной фотоаппарат "Турист" с пластинами 6х9 см. (выпускался до 1940 года).
В 30-е годы выпускался также и ряд простых пластиночных, так называемых "ящичных" фотоаппаратов, имевших характерный "ящичный" вид корпуса: "Рекорд", "Пионер", "Ученик", "Юный фотокор".
Здесь необходимо отметить ещё одну особенность советской фотографической промышленности. В 30-е годы, с началом индустриализации страны и постепенной милитаризации экономики, большая часть фототехники выпускалась на военных заводах в цехах ширпотреба. Выпуск гражданской продукции на военных заводах был обязателен, хотя и составлял небольшой процент от военной. Однако выпуск такой продукции по сути был лишней "головной болью" для руководства предприятий. По-видимому, это также мешало выпуску профессиональной фотоаппаратуры. Тем не менее, к 1940 году советский каталог оптического стекла включал 73 марки и не уступал каталогам зарубежных фирм, а каталог цветного стекла Изюмского ЗОСа имел 71 марку и во многом превосходил зарубежные аналоги [59, стр. 328].
В период войны выпуск фотоаппартуры был почти прекращен. К моменту начала II Мировой войны заканчивается "второй" этап развития советского фотоаппаратостроения. Считается, что всего к началу войны было выпущено более двух десятков моделей и модификаций фотоаппаратов, среди которых наиболее массовыми были "Фотокор" (более 1 млн. штук) и "ФЭД" (160650 шт.). Годы войны для нашей темы интересны тем, что заводы оптического стекла (ЗОСы, большинство из которых находились в эвакуации), по сути являвшиеся оптико-механическими производствами, были вынуждены в условиях дефицита времени, ресурсов, средств и живой силы, таким образом переналадить производство, чтобы сделать его максимально технологичным, трудо- и энергосберегающим. Были внедрены в практику такие новшества, как литье под давлением, варка оптического стекла с размешиванием стекломассы пропеллерными мешалками, скоростное проектирование, организация поточных линий и расчленение операций. Все это очень пригодилось, когда после войны советская промышленность перестраивалась на мирные рельсы.
После окончания войны начинается "третий" этап развития советского фотоаппаратостроения. Наступает эра малоформатных камер, хотя еще не одно десятилетие среднеформатная фотография даже среди любителей не будет сдавать своих позиций.
По окончанию войны возобновляется выпуск фотопаппаратов, причём особенностью фотоаппаратостроения в первые послевоенные годы являлось воспроизведение лучших трофейных образцов с последующим их совершенствованием. Уже в 1946 году появились новые модели: "Москва" - складная камера формата 6х9 (точная копия камеры Цейсс Супер-Иконта, модель А), "Комсомолец" - двухобъективная зеркалка, явившаяся предшественником "Любителя". Из довоенных моделей остался в производстве только "ФЭД" и пластиночные деревянные камеры типа "ФК", использовавшиеся в фотоателье Службы быта, - все остальные модели были заменены новыми, хотя их выпуск начался спустя 2-3 года после окончания войны.