ФОТОФОРУМ

Все о фото
Текущее время: 28-04, 03:45

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06-08, 10:17 
Не в сети
<b style=color:red> Админ
<b style=colorred> Админ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 12:45
Сообщения: 1914
Откуда: Москва
Изображение

Интервью с фотографом и директором «ФотоЛаб» Виталием Тепловым

Чем является, с вашей точки зрения, фотография в интерьере? Что вообще стоит за словосочетанием «интерьерная фотография»?

- На мой взгляд, «интерьерная фотография»- слишком общий термин. В том смысле, что обсуждать отдельно интерьерную фотографию неправильно. Нельзя сказать- вот эта вот фотография снималась для украшения интерьера, а вот эта не подходит. Снимок будет смотреться в интерьере, гармонично с ним сочетаться, только если будет проработана концепция помещения в целом. Но тогда давайте лучше сначала определимся с тем, что такое интерьер! На мой взгляд, далеко не каждое пространство можно назвать интерьером. Когда люди, живущие или работающие в каком-то пространстве, начинают задумываться о том, что их окружает, вот только тогда оно и становится интерьером.

Но ведь у нас культура оформления пространства вообще была, по большей части утеряна за советские годы.

-У нас нищета была. За последние 15 лет появилось первое поколение людей, которые стали зарабатывать какие-то адекватные деньги и не балансируют на грани прожиточного минимума, как это было при социализме. Если провести эксперимент и пройти по квартирам на окраине, которые люди получили 20 или 30 лет назад, то можно понять, что все эти десятилетия никто не делал там никакого ремонта, они в ужасном состоянии, со всех точек зрения. Хотя есть, конечно, и другие интерьеры того времени. Скажем, профессорские квартиры. И вот в такой квартире на стене висит черно-белый портрет шестидесятых годов. И это уже центр дома, его главный акцент. Но это мало у кого так было: вкус, внимание к интерьеру и фотографии в интерьере.
Так вот, эта нищета в подавляющем большинстве наших граждан еще живет. Часто ведь как бывает: фотография-то хорошая, а дизайнерское решение никудышное. То есть мне показывают, например, листовку какой-нибудь фирмы: «Вот вы видите, у нас здесь плохая фотография, мы хотим сделать лучше, вы видите, как ужасно?» А я в ответ тогда говорю: «А у вас есть, с чем сравнить?».- «Да, конечно». И достают, скажем, зарубежную листовку. Я говорю: «А ножницы есть?» Мне дают ножницы, я вырезаю фотографию, которую они считают плохой, накладываю на западную листовку и говорю: «Как вам? Лучше стало?»- «Да, все нормально».- «А теперь давайте из той вырежем снимок и в нашу листовку подставим. Фотография хуже стала?».- «Да».
Вот поэтому пространство должно решаться в целом. Фотография в интерьере - это не просто фотография, а целый интерьер. То есть потолок такого-то цвета, стены такого-то цвета, мебель такая-то. И только потом можно смотреть на стены - нужна ли там фотография. Толковый дизайнер, который держит в голове концепцию этого пространства, может применить любую фотографию, в том числе детскую, то есть снятую ребенком мыльницей. Точно так же на стене могут висеть живопись или рисунки трехлетней девочки и в определенной стилистике решать пространство.

И все же. Есть ли специфика именно у фотографии при оформлении интерьера- неважно частного или нет? Некоторые специалисты в области фотографии говорят, что именно она как нельзя лучше подходит для современных интерьеров с их склонностью к минималистическим решениям, белым стенам и т.д.

-Человек, искренне любящий фотографию, естественно, будет говорить, что фотография - это исключительно удачный объект для оформления интерьеров, самое лучшее, что имеется. Я не склонен думать так категорично, но я считаю, что у фотографии действительно есть ряд преимуществ. Прелесть фотографии в том, что она доступна, во-первых, а во-вторых - тиражируема. Фотография, даже самая красивая и хорошо сделанная, все-таки пока дешевле живописи и доступнее для рядового человека. И при всем при этом фотография может иметь музейную ценность. Тут странный парадокс: фотография тиражируема и в то же время не особенно тиражируема. То есть, используя авторскую фотографию в своем интерьере, вы можете быть почти уверены, что ни у кого из своих друзей вы аналогичную работу не увидите, в отличие от репродукции или плаката из магазина, например, в отличие от массовой полиграфии. Однако говорить о фотографии так: вот эта фотография применима к интерьеру, а эта неприменима - это, в общем-то, не очень справедливо. Любая хорошо сделанная фотография может быть центром жилого или офисного пространства!

Что такое, в таком случае, «хорошо сделанная» фотография для интерьера?

-Если говорить о какой-то целенаправленной работе по зарабатыванию денег на съемке и изготовлении фотографий только для интерьера, то я не считаю такой подход плодотворным. Точнее, я не считаю плодотворным разделение на «вот это я делаю для денег», а «вот это вот - для творчества». Все эти разговоры возникают у людей, которые пытаются заработать, но не могут, и в общем-то ничего из себя, по большому счету, не представляют. Для меня критерий хорошей фотографии - это то, можно ли ее перенести в другой контекст. Человек, который снимает, что бы то ни было по заказу журналов, музеев, каких-нибудь фирм в качестве рекламы, может к этому вопросу подойти сухо, строго, сердито, и его фотографии будут применимы только в том контексте, который ему заказали. Вряд ли вам захочется взять такое изображение с билборда, чтобы повесить на стену. И в то же время коммерческий фотограф может выполнять точно такой же заказ, привнося туда что-то свое и даже отчасти диктуя издательству и изданию. Хельмут Ньютон снимал для журнала Vogue как обычный модный фотограф - но можно любую его отдельно взятую фотографию совершенно смело вставлять в раму и вешать в интерьер. Почему? Просто потому, что это сильная личность, хороший автор и у него фотография, даже коммерческая – повод для творчества. В нашей же стране масса фотографов, имея определенную планку, выше нее прыгнуть не могут - и для того, чтобы защитить себя, оправдать свою съемку, они могут сказать «так требовал заказчик». Так что я считаю так: если фотографию не хочется повесить в интерьере, значит она просто так сделана. Конечно, существует еще вопрос вкуса и отбора того, кто оформляет интерьер. Что и куда вешать - это решение конкретного человека.

А если поставить вопрос шире - не фотография в интерьере, а фотография в окружающем пространстве? Вы - рекламный фотограф, кругом рекламные щиты, они тоже, наверное, играют свою роль в оформлении окружающей среды?

-А в рекламной фотографии то же самое. Фотографии, которые висят в городе на щитах - это тоже интерьерная фотография. Она влияет на облик этого города. Есть много фотографов - и у нас, и на западе- которые даже в рекламную фотографию вносят элемент себя, то есть они работают как сложившиеся мастера, авторы, художественно образованные люди. Вон Лашапель, по-моему, практически только для рекламы работает, но у него все фотографии сделаны и построены очень жестко и какие-то из них даже чересчур, перехлест, но при этом каждая из них выполнена как отдельное художественное произведение. В то же время и на западе, и у нас попадается достаточно много фотографов, которые снимают рекламу тяп-ляп - ни вкуса, ни навыков у них нет. Но некоторых заказчиков это устраивает. Или по деньгам, или по каким-то другим причинам - и они получают то, что получают. В самом же по себе термине «рекламная фотография» нет ничего плохого. Просто эта фотография сделана для рекламы, соответственно, если она сделана хорошо, то это хорошая рекламная фотография, а если плохо- то плохая. Это вопрос личности фотографа, команды, бюджета. Но если фотография сделана, чтобы просто показать товар и подписать «водка такая-то, цена такая-то», то это не имеет ничего общего с творчеством или фотографией, это просто техническая работа, репродукция. Конечно, она тоже будет работать - как работает этикетка товара- но и только.

Расскажите, пожалуйста, про свои самые удачные проекты в области интерьерной фотографии.

-Мой главный проект- это, конечно, Фотолаб. Этот проект развивается с 1998 года. Сначала это был подвал, над которым можно было смеяться: как это здесь получается фотография? Теперь это полноценная фотолаборатория.

Каковы ваши технологические возможности, в том числе с точки зрения интерьерной фотографии ? На чем печатается, как оформляется, какие технологии присущи только этой лаборатории?

-У нас есть практически полный цикл всех возможных услуг, которые фотограф может себе представить. Конечно, что-то, возможно, я пока не знаю, но я внимательно слежу за всеми новинками - в этом году, скажем, я поеду на Кельнскую фотографическую выставку, может быть, там что-то еще за это время появилось, какие-то новинки, которые в очередной раз сделают революцию. Вот в 1998 году я поверить не мог, что мы когда-нибудь будем печатать на цифровых машинах.

А на западе они уже были?

-На западе они начинали только-только появляться, их уже анонсировали и знали. Здесь их не было - да и там они не были на каждом углу. Производители печатных устройств немного опережали действительность - сейчас цифровой печати стало больше, чем с пленки, а тогда цифровых аппаратов практически вообще не было. Поэтому все это казалось волшебной сказкой.
Сейчас в Москве есть еще 4 лаборатории с таким же перечнем услуг, что и у нас. По потенциальным возможностям мы - равные лаборатории. На самом деле, многое зависит от отношения, от персонала - человеческий фактор очень важен. Я не пытался сдавать заказы в другие лаборатории, смотреть, где лучше - я уверен в их компетентности.

Вы работаете и с профессионалами, и с любителями?

-Да. На западе, кстати, это не так: профессиональный поток и любительский поток разделены. То, что сейчас происходит у нас, в нашей лаборатории в частности, по-моему, в мире нигде не происходит. В Голландии например, в профессиональной лаборатории нет такого перечня услуг, как у нас, он гораздо более узкий, они работают только с профессионалами. Туда любитель не войдет. У нас же своя специфика.

За счет чего? У нас пока мало лабораторий?

-Нет. Думаю, из-за уровня жизни. И из-за отношения к фотографии в целом, и из-за уровня цен. Там стоимость печати профессиональной фотографии существенно выше. А любительская печать там существенно ниже по стоимости, чем профессиональная. А у нас здесь получается каша, но мы вынуждены принимать сразу оба потока, чтобы иметь средства для дальнейшего развития. Все-таки фотография- это довольно нерентабельный бизнес.
Хорошая качественная машина стоит $150 тыс., при этом это машина, которая будет печатать фотографии размером 30 на 45, ну 30 на 90, если это панорамная печать. Оборудование, которое печатает фотографии большего размера, стоит еще дороже. Так как у нас в стране не развита кредитная история, на покупку и техобслуживание нам приходится тратить те деньги, которые мы зарабатываем. Поэтому все московские профессиональные лаборатории - это комбинированные лаборатории. Они работают одновременно даже с тремя потоками, не с двумя: с рекламным рынком, с фотографами-профессионалами и с любителями. На западе же совершенно четко. Прежде чем купить это серьезное оборудование, я поехал- посмотрел, как работают тамошние лаборатории. Там не было посетителей. Зато кругом стояли готовые заказы. Понятно, что там приходит один посетитель - и этому посетителю делают работу неделю. Я утрирую конечно, но как-то приблизительно так. Мы же вынуждены работать комплексно, быстро и при этом качественно.
Вот, скажем, мы печатали выставку Серрано. Американец. Он был чрезвычайно поражен быстротой нашей работы. Он говорил, что ему бы эту выставку готовили в Америке месяца два. То, что мы ему сделали за два-три дня. Он говорил: «Это вообще невозможно», приводил друзей, чтобы смотреть, как мы это делаем. А мы просто в таких условиях, иначе - никак. Да собственно, вся страна в таких условиях.
С обеих сторон должны стоять профессионалы - и тот, кто сдает фотографии, и тот кто принимает. И тот, кто печатает. А у нас довольно большая масса клиентов - я бы даже сказал подавляющая- непрофессионалы. Больше того, люди приходят в профессиональную фотографию, у них есть деньги, они хотят получить волшебство, отдав фотографии к нам на печать, а волшебства не происходит, потому что исходный материал не соответствует тому, чтобы из него получилось что-то большее. Так вот, если бы я отказался от этой части клиентов, мне было бы легче жить - я это прекрасно понимаю. Но в России это пока невозможно.

Но общее качество фотографии повышается?

-Да, общее качество повышается, если сравнить с тем, что было несколько лет назад. Статистики у меня, правда, нет, но по ощущениям - да. У нас в России было очень много фотографов до развала Советского Союза, при этом достаточно качественной фотографии было тоже довольно много. Особенно удалась школа Фотохроники ТАСС. Потом начался удивительно быстрый спад, то есть все это куда-то очень быстро делось. Теперь же у нас снова фотографический бум, фотография стала популярной, появилось сразу несколько лабораторий.
Такое бурное, огромное количество выставок, которое делает МДФ, 5 лет назад они могли отпечатать только за рубежом. Не было цифровой печати на бывшей территории Советского Союза. Соответственно мы как страна не могли позволить себе увидеть определенные выставки, если только их не привез кто-то из-за рубежа. Фотографы не имели возможности отпечатать фотографию большого формата. И только совсем недавно в России появились лаборатории, которые могут удовлетворить спрос.

Назовите, пожалуйста, имена или компании, примеры успешного сотрудничества в области интерьерной фотографии.

-Мы делаем много рекламной продукции на оборудовании, которое на западе используется и для художественных целей, и для рекламы. Скажем, для нескольких парфюмерных фирм или фирм, которые производят продукты питания. Честно говоря, соблюдая коммерческую тайну, не хотелось бы говорить, с кем именно мы работаем.

Может быть, тогда назовете из тех, с кем работали раньше, а теперь нет?

-А таких просто нет! От нас никто не уходит, количество партнеров неуклонно растет.

В чем вы видите перспективы развития - как своего бизнеса, так и интерьерной фотографии в России?

-Знаете, как я уже сказал, у нас все поставлено с ног на голову. И все развивается очень быстро. Та же фотолаборатория в Голландии - все там развивается потихонечку, один специалист сменяет другого, у них это бизнес на всю жизнь, все тихо, мирно. А у нас даже помещение получить в собственность практически нереально. А лаборатория- это не галерея или магазин, где можно забрать свои вещи и уйти. У нас такое оборудование, которое имеет определенные требования к установке, мощностям, помещению. Этот подвал съедает электричества больше, чем весь корпус, над ним стоящий. Даже вынести оборудование отсюда невозможно - мы когда его вносили, строили лифт, потом его пришлось разобрать!
Я являюсь совладельцем лаборатории и при этом фотографом. Меня интересует не только извлечение денег, но и фотография как таковая. Я бизнес перепрофилировать не буду. В Москве было несколько лабораторий, которые когда-то я мог расценивать как серьезных конкурентов, а теперь они фактически сошли на нет, их не видно, не слышно, они занимаются чем-то другим. Они ушли с этого рынка из-за малой его рентабельности. Сейчас, на волне фотографического бума, появились некоторые новые лаборатории, которые, не побоюсь этого слова, все-таки копируют нас - потому что туда ушли наши специалисты. Но я лично думаю, что пройдет какое-то время и некоторые снова уйдут с рынка или будут заниматься чем-то другим. Просто они не успеют перестроиться, ведь ситуация меняется, рынок меняется, меняется производство, технология, меняется все. Моя же задача - успевать перестраиваться. Потому что я хочу заниматься только фотографией, я, можно сказать, энтузиаст этой области, но одновременно и реалист, профессионал.
В целом, мне кажется, что мы пока еще очень мало работаем на этом рынке. По большому счету, все это новое оборудование у нас, все наше развитие - всего-то три года. То есть мы три года, как перешли на новое оборудование, ушли в сторону цифровых технологий. Нужно просто пожить, спокойно поработать. А там уж будет видно - там уж посмотрим.

_________________
Все,что ты имеешь в окружении - есть проявление сути что в тебе.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB