ФОТОФОРУМ

Все о фото
Текущее время: 29-03, 09:03

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Из истории портрета
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:09 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Во всей истории портретного жанра трудно четко определить период "начала". Где он, этот момент? История портрета может быть разной: это и история открытий в сфере техники и химических средств, и история художественная, история формирования жанра как такового. Одна из ярких зарисовок - развитие портрета во Франции, стране, которая позволила фотографии родиться.

В середине 50-х годов 19 века портретная фотография приобрела невероятную популярность. Во Франции все началось с активного распространения фотостудий, когда большинство фотографов стали перебираться в престижные районы Парижа - на бульвары Дю Темпль и Сен-Мартен, поближе к театрам, в район Пале-Рояля. Там появились самые первые студии дагерротипа: Шевалье, Легро, Сабатье, Вайа. Позже Пале-Рояль утратил роль центра фотографического мира и студии стали открываться по всему городу. Заметный рост их числа начался и за пределами Франции. В Лондоне в 1851 году было 12 студий, в 1855-м - 66, в 1857-м - 155, три года спустя - уже 200. К этому времени в Париже около 33 тысяч человек зарабатывало себе на жизнь посредством фотографии. Всякий, кто что-либо значил в фотографической жизни Парижа, обосновывался на бульваре Капуцинов или Итальянском бульваре, лондонские студии тоже открывались на престижных улицах; на Регент-стрит их было не менее шестидесяти.

В Нью-Йорке самые крупные студии, принадлежавшие Лоренсу и Брэди, располагались на Бродвее. Однако где бы ни находилась студия, главной задачей было произвести на клиента должное впечатление портретами знаменитостей, размерами и отделкой помещений. "Храмы фотографии" всегда соперничали друг с другом в роскоши, ведь она громче всего заявляла о процветании владельца - а значит и привлекала самых состоятельных клиентов. Незабываемую уникальность могли придавать студии некоторые детали: у Надара, например, посетителя встречало чучело крокодила, свисавшее с потолка, по стенам были развешаны шкуры животных. В студии Лафосса в Манчестере лежали коллекции оружия и шлемов; приемную Ансона Кларка украшали живописные коллекции яиц, минералов и раковин, изображения языческих богов.

Изображение
Характерный студийный портрет, автор неизвестен.
Датируется примерно 1870 годом. Национальная Библиотека, Париж


Последний раз редактировалось Oniks 12-10, 10:18, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:12 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Помещения студий практически всегда выглядели одинаково: клиента окружали разнообразные декорации, отражатели выравнивали свет от окон, проходивший через несколько рядов занавесей. Во многих студиях стеклянные стены и крыши - источник первого студийного света - часто красили в голубой цвет, чтобы уменьшить время выдержки, поскольку пластинки дагерротипов были более чувствительны к синему. Само студийное пространство отчасти напоминало театр. Не было никакой логической связи между предметами декораций - колоннами и балюстрадами, столами и стульями всевозможных размеров и форм. Разнообразные по сюжету фоны, как, впрочем, и многие другие детали, говорили о том, что портреты практически никогда не делались в естественной обстановке. Всегда пространство должно было быть срежиссировано фотографом. В особенности это касалось тех случаев, когда заказчики хотели сделать портрет в определенном национальном духе.


Изображение
Снимок примерно 1900 года, автор неизвестен. Международный музей фотографии, Рочестер

Фотограф чаще всего должен был подготовить соответствующую обстановку и фон. Экзотикой в глазах европейца были миры вполне определенных стран - Китая, Турции и России. В студии Наполеона Сарони в Нью-Йорке для таких съемок существовали даже три отдельных съемочных зала.
Внешняя сторона жизни фотостудии, хорошо знакомая ее клиентам, была прямой противоположностью лаборатории. Там портреты обретали физическую жизнь, но этот мир развеивал всякие иллюзии. Унылая голубовато-зеленая вселенная была воплощением ада, ведь люди, работавшие там, постоянно дышали ядовитыми испарениями, это продолжалось на протяжении многих лет. Трудоемкий процесс проявки занимал очень много времени. Студии старались превысить объем в несколько тысяч изображений в год, но производство не могло развиваться очень быстро. Приходилось учитывать сложность обработки пластинок, каждая из которых к тому же существовала только в единственном экземпляре и не поддавалась копированию. С появлением стеклянных негативных пластинок и мокрого коллодионного процесса началось увеличение как количества, так и качества снимков, а определенное упрощение технических процессов привело к снижению цен.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:13 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Первую коллодионную пластинку разработал в 1851 году Фредерик Арчер. Она была довольно чувствительна к свету и давала высокую четкость изображения. Неудобством оставалось то, что до окончательной обработки стеклянная пластинка должна была оставаться влажной, иначе покрытие оказывалось непроницаемым для растворов.
Ускорение процессов обработки и съемки имело жизненно важное значение для клиентов фотостудий. Несколько секунд перед камерой после классической фразы "Не двигайтесь!" не шли ни в какое сравнение с тем, что приходилось переживать первым заказчикам. Еще в 1839 году, когда дагерротипы только появились, клиенты были вынуждены неподвижно сидеть на солнцепеке по полчаса, чтобы получить свои портреты.
Студии Дисдери, Майера и Пирсона и, позднее, Надара, можно было считать подобием камеры пыток. Полную неподвижность обеспечивали специальные крепления для поддержки головы и спины, сразу ставшие излюбленной темой для острот юмористов. Выражение лиц на портретах смутно напоминало маски смерти. Кстати, в то время посмертные портреты были весьма популярны: об услугах фотографов в таких случаях можно было узнать в текстах рекламных объявлений, например, у Надара и Милле. Многие прославленные личности того века - Виктор Гюго, Наполеон III, Максимилиан I были сфотографированы после кончины.
Изображение
Сарони, потрет Оскара Уайльда. 1882й год, Международный музей фотографии, Рочестер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:13 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Что же заставляло многих людей добровольно приходить в студию к фотографу? Огромная популярность портрета объяснялась одновременным совпадением нескольких элементов: во-первых, технически делать и обрабатывать пластинки стало проще; во-вторых, появился новый формат карточек - и то, и другое сделало изображения более доступными. Однако самую серьезную роль, как оказалось, сыграл конформизм. Он вывел портретную фотографию на качественно иной уровень, далекий от первоначальных нарциссических признаков. Фактически отправной точкой стало появление портретов нового формата, carte-de-visite, который был запатентован Дисдери в 1854 году. На снимке человек изображался стоящим, сидящим с газетой или шляпой в руке, опирающимся на колонну или балюстраду - такой портрет выполнял в основном представительские функции. За год до этого фотограф взял патент на производство нескольких снимков на одной пластинке, когда на одной карточке размещалось несколько портретов, обычно по три. Это позволило делать самые разные снимки на одной фотопластинке. Цена за один портрет, сделанный таким методом, упала во много раз по сравнению со снимками большого формата; к тому же такие карточки было удобнее дарить многочисленным знакомым, друзьям и членам семьи. К концу 50-х годов снимки carte-de-visite появились в витринах всех фотостудий.

Поначалу уменьшенный формат нравился далеко не всем портретистам, однако условиям рынка пришлось подчиниться. Те, кто не смог этого принять, теряли клиентуру или вообще меняли род занятий, как это сделал в итоге Ле Грей, который оставил свое дело и уехал в Каир преподавать живопись. Он был твердо убежден, что новый формат - всего лишь дань вульгарности. Однако дальнейшее развитие событий показало, что однозначных выводов делать не стоило. Благодаря этому формату родилась сама возможность влиять на общественное мнение, фотография стала подчеркивать и развивать существовавший в обществе конформизм. Когда Дисдери начал делать портреты Наполеона III, он стремился к коммерческому успеху. Император же получал реальную возможность влиять на популярность собственного образа - то-есть частично контролировать политический климат. Он стремился сделать себя похожим на человека среднего класса, с которым многие могли отождествить и себя. Дистанция между государем и его подданными начала сокращаться. Формат "визитки" получил таким образом дополнительную рекламу и продажи увеличились. Массовые продажи портретов царствующих фамилий шли повсеместно, в разных странах Европы. Люди интересовались жизнью знаменитых писателей, актеров и актрис, дам высшего света.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:14 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Страсть к приобретению портретов людей из мира политики, литературы и искусства была настолько велика, что вполне позволяла фотографам рассчитывать на это как на основной источник дохода. Возможность гравировки надписей на снимках позволила сделать людей узнаваемыми, значительно поднимала престиж "звезд". Финансовое благополучие студий все больше основывалось на тщеславии и лести, на склонности к самолюбованию. Все больше жаждавших популярности людей стремилось делать свои портреты. Каждый, кто хотел приобщиться к миру элиты, мог отчасти проникнуть в него, сделав портрет в соответствующем духе. Нужно было следить за тем, чтобы выражение лица и позы сохраняли необходимую печать важности и превосходства, и тогда успех был гарантирован. Каждый уровень общества обретал постепенно узнаваемые границы; это было время методической классификации социальной среды. Теперь, находя свой портрет в той или иной категории, человек мог по праву гордиться общественным признанием, принадлежностью к определенному кругу.
Дагерротипы даже проникли в сердце буржуазной семьи - они украсили стены домов подобно религиозным реликвиям, символизируя силу и могущество среднего класса. В каждом добропорядочном буржуазном семействе вскоре появились первые большие фотоальбомы. Они заменили собой старые, которые хранили по преимуществу набор автографов и записи сердечного характера.
Изображение
Портрет неизвестного автора, "Анри Тулуз-Лотрек в японском костюме", примерно 1892й год, Музей Тулуз-Лотрека в Альби


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:15 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Во времена бурного экономического роста, угрожавшего спокойствию и размеренной жизни семьи, фотоальбомы в какой-то степени оберегали эмоциональное равновесие и социальные нормы. Они могли рассказать в частности и о художественных и политических предпочтениях хозяев дома.

С течением времени возник интерес к групповым снимкам. Дисдери сумел этим воспользоваться: в 1863 году он взял патент на "мозаику", карточки с портретами разных людей, совмещенные посредством монтажа. Позже он добился монопольного права печатать групповые портреты танцовщиков Оперы, генералов, адмиралов, членов королевской семьи. Если учесть, что многие из них уже обращались к нему с заказами, объединить портреты на одной карточке и представить их широкой публике не составило большого труда. Как правило, на одной карточке было не больше двадцати портретов, овальных, с подписанными именами. Однако при необходимости число могло быть увеличено и до тысячи, при этом каждый портрет был не больше булавочной головки. Так Дисдери делал монтажи портретов Папы и прелатов, некоторых актерских трупп. Одними из самых популярных были портреты ведущих актеров, занятых в одном спектакле.
Однако увеличение количества снимков не сделало фотографию более демократичной. Крайне редко можно было встретить портреты крестьян и ремесленников, да и то они зачастую оказывались актерами в костюмах и гриме. Единственными близкими к народу фотографами были те, кто снимал вне студий: на ярмарках и сельских праздниках, на бульварах, во дворах школ и колледжей. Новые методы обработки пластинок позволили фотографам избавиться от гнета лабораторий; многие получили возможность поймать мгновения живой жизни - запечатлеть людей, гуляющих на Монмартре по выходным, нянек с детьми, глазеющую на фотографа толпу.

Изображение
"Композитка" Дисдери. "Танцовщики Оперы".
1864 год, частная коллекция


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:16 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Большинство же студий продолжало ориентироваться на аристократическую публику. Сами фотографы постепенно поднимали свой престиж в глазах общества. Это прослеживается в рекламных текстах: Надар был "редактором фотоколлекций современников, царствующих особ, церковнослужителей, философов, писателей и художников". Он делал замечательные серии портретов Берлиоза, Готье, Сары Бернар; его студию посещали Прюдон, Домье, Бодилье и Курбе. Майер и Пирсон объявлялись фотографами "Его Величества короля Вюртембергского". О принадлежности фотографа к художественной богеме должна была заявлять экстравагантность в одежде и поведении. Артистичность была необходимой чертой, без которой социальный статус фотографа значил не слишком много.
Фотография все больше начинала влиять на общественную жизнь. Один из портретов Авраама Линкольна, сделанный Мэтью Брэди в день перед выступлением в феврале 1860 года, разошелся тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров и использовался в избирательной кампании президента. В газетах стали появляться фотографии с мест последних событий - таким образом усиливалось эмоциональное воздействие новостей. После драматических событий в Мексике Дисдери опубликовал портреты Максимилиана, снимки армейских полков, прошитое пулями обмундирование.

Репортажных снимков было не так много. Основную массу карточек составляли портреты, и их становилось все больше. Поточное производство и однотипность композиций не могли не отражаться на качестве работ. Бодилье в памфлете о Салоне 1859 года писал, что безликие в массе своей представители индустриального века обращаются к услугам фотографа, чтобы "обрести свое лицо", определить себя - то-есть войти в какой-то общественный слой. Это было не трудно сделать, ведь в каждом случае действовал только определенный набор "внешних признаков". На многих портретах и позы, и выражения лиц были похожи, карточки отличались только инициалами фотографов. В 1855 году, после парижской выставки, начала свое победное шествие по миру отретушированная фотография. Лица с закрашенными морщинками теряли свои характерные черты, зато обретали вечную розовую молодость. Универсальное совершенство стало главной причиной массовой популярности таких карточек. На цветной ретуши портретов начали специализироваться Майер и Пирсон, и не только они одни; напрасно критики все чаще заявляли о том, что этот метод совершенно обесценивает фотографию.
По мере роста доходов у многих фотографов появилось преувеличенное представление о художественной ценности своих работ. "Продвижение" статуса профессии в глазах публики перестало быть просто стратегией. Надар, журналист и сатирик, забавлялся над попытками некоторых фотографов проложить себе путь на международные выставки и в Салон изящных искусств.

Изображение
Портрет carte-de-visite, Барон и Миткевич,
Брюссель 1860й год, частная коллекция


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-10, 10:18 
Не в сети
<b style=color:green> Модератор
<b style=colorgreen> Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24-01, 18:37
Сообщения: 59
Откуда: Москва, Люблино
Многие из них не имели ничего общего с миром фотографии, были второсортными скульпторами или художниками. В очень редких случаях фотограф всерьез занимался художественными поисками. Адам-Саломон изучал классические образцы живописи, законы композиции и эффекты освещения на полотнах Рембрандта, стремясь передать их на своих фотоснимках. Он сумел заставить Ламартина изменить свое мнение о фотографии, которую последний искусством вообще не считал. Но в основном портретную фотографию того времени невозможно серьезно сопоставлять с живописью, слишком многое она заимствовала из театрального мира, из области шоу-бизнеса. Попытки привести фотографию к более эстетически-чистым формам привели бы к потере клиентуры и закрытию большинства студий, которые только начали развиваться. Массовые вкусы продолжали преобладать

И все же, как это часто случается, нужно было достичь завершения цикла, чтобы потом началось возрождение. Тот, кто не отчаялся бороться с вульгарностью вкусов толпы, продолжал искать новые средства для выражения своих идей. Импрессионизм в живописи вдохновил фотографов на поиски новых художественных форм. Началась работа с мягкорисующей оптикой, с новыми способами печати - пигментным, гуммиарабиковым, масляным. Все они позволили ввести в фотографию приемы живописи, придать снимкам вид гравюры или картины, написанной маслом. Великолепие и глубину пространства в то время хорошо передавали пейзажи - английские фотографы перенимали легкость, воздушность работ Тернера. Мастера больше подчеркивали объем, выделяли среди объектов что-то главное, придавали определенное звучание пейзажам и портретам. Самое важное, что внес в фотографию импрессионизм - это внимание к чувствам фотографа, его собственному отношению к объекту съемки. В то самое время рождалось то, что будет всегда отличать жанр портрета - настоящее художественное видение, которое позволяет передать не только сходство черт лица, но и идею автора снимка. В этом и есть суть портрета, хотя споры о том, как должны соотноситься в нем реализм и поэтический замысел не прекратятся, наверное, никогда.

автор Наталья Елисеева
источник - http://fotoschool.org/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB